Назад

расторжение договора купли-продажи технически сложного товара

Отказ продавца предоставить на период ремонта товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, послужил основанием к расторжению договора купли-продажи. Как быть, если вы купили товар, (например сотовый телефон, ноутбук и пр.)

     Отказ продавца предоставить на период ремонта товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, послужил основанием к расторжению договора купли-продажи.

 

    Как быть, если вы купили товар, (например сотовый телефон, ноутбук и пр.)  этот товар через пару дней  перестал работать,  и  вы решили его сдать обратно в магазин.

   С одной стороны, согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право,  в случае обнаружения недостатка в товаре, которые не были оговорены продавцом по своему выбору:

 — потребовать замены товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; — потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Также потребитель вправе потребовать  полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

     Однако -  согласно п. 6 Перечня технически сложных товаров, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924) «Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями», а следовательно, и ноутбук и   мобильный телефон и ряд других товаров являются технически сложными товарами

   Что это означает?

Это означает, что отказаться от товара вы можете только в том случае,   если в товаре обнаружился существенный недостаток.

Если были нарушены сроки   устранения недостатков товара; и  невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

   Что такое существенный недостаток?

    «Под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки» (Преамбула Закона  РФ «О защите прав потребителей»)

     «Под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные ст.ст. 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей» следует понимать, в частности, недостаток, который проявляется вновь после его устранения, т.е. недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению».   (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. № 17  «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

    Следовательно, для предъявления, например, требования о расторжении договора купли-продажи такого технически сложного товара как мобильный телефон, необходимо будет предоставить доказательство наличия существенного недостатка, и предъявить такое требование в пределах гарантийного срока.

  «Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона  требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности"  (п. 1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).  Ввиду невозможности использовать товар по назначению  в период ремонта закон предоставляет потребителю право требовать на время ремонта  предоставление иного  товара, обладающего этими же свойствами, который должен быть предоставлен потребителю в течение трех дней за счет продавца. В данном случае такое требование было предъявлено продавцу.

«В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет». (п. 2 ст. 20  Закона „О защите прав потребителей“)

В Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара»)  мобильные телефоны не включены.

 

  В случае, если продавец после вашего письменного заявления ваши требования не исполнил, то в соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» вы имеете право   предъявить потребителю новое требование.

В этом случае не имеет значение  доказынность наличия существенного недостатка, так как требование о расторжении договора предъявляется по другому основанию. Однако наличие недостатка, из-за которого аппарат был сдан в ремонт, все же необходимо подтвердить.

«Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков» (ч.2 ст. 405 ГК РФ)

В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные ст. 20 — 22 Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 настоящего  Закона  (п. 2 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»)

   При составлении грамотного искового заявления в большинстве случаев суды удовлетворяют иски о расторжении договора.